ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

Публикации, выступления


 

Размещен: 17.08.2015 г.


В отношении Статьи Х КБТО (сотрудничество и помощь)


Выступления на межсессионной встрече экспертов КБТО

10-14 августа 2015 года, Женева.

В отношении Статьи Х (сотрудничество и помощь)

Благодарю Вас, господин председатель, и хочу еще раз выразить всестороннюю поддержку Вашей работе.

Оказание помощи в соответствии со статьей X рассматривается Российской Федерацией как одна из важнейших составляющих в деле выполнения Конвенции.

Россия последовательно наращивает усилия как страна-донор помощи странам-партнерам в создании потенциала для обеспечения биологической безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия.

В 2014-2015 году Правительством Российской Федерации была продолжена работа по оказанию помощи нуждающимся странам в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как на двусторонней основе, так и с привлечением профильных международных организаций.

Основными направлениями оказания помощи являются:

- техническое оснащение лабораторных служб;

- подготовка персонала;

- организационно-методическая помощь в становлении национальных систем обеспечения биологической безопасности и санитарной охраны территорий;

- повышение научно-исследовательского потенциала в целях улучшения мониторинга и прогнозирования в отношении инфекционных болезней;

- развитие научно-исследовательских связей между учреждениями России и стран-партнеров;

- содействие в поддержании санитарно-эпидемиологического благополучия в чрезвычайных ситуациях или при проведении крупных международных мероприятий с использованием мобильных противоэпидемических формирований.

Сегодня такая помощь оказывается странам СНГ, Восточной Европы и Центральной Азии, Юго-Восточной Азии. Приоритетными также являются страны-партнеры России, члены Евразийского Экономического Союза (Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия).

Из многих реализуемых в 2014-2015 годах конкретных программах помощи стоит отметить:

- программу оказания содействия нуждающимся странам во внедрении Международных медико-санитарных правил, на которую Правительством России выделено более 300 млн. рублей (5,5 миллионов долларов США), включая 2,5 миллиона долларов в качестве взноса в ВОЗ на эти цели. Одним из основных компонентов панируемой программы является передача партнерам знаний и технологий для мониторинга и изучения циркуляции биологических патогенов, а также широкий образовательный компонент;

- продолжается обучение специалистов лабораторий, а также поставка безвозмездного лабораторного оборудования и тест-систем в страны СНГ в рамках программ помощи в борьбе с ВИЧ и другими инфекциями. Только в 2014-2015 годах в рамках в страны передано оборудования для вирусологических лабораторий и диагностикумов на сумму более 230 миллионов рублей, обучено свыше 150 специалистов.

Основной задачей нашей страны в деле оказания помощи является укрепление общего регионального потенциала стран Восточной Европы и Центральной Азии по противодействию угрозе чрезвычайных ситуаций в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и создание слаженной межстрановой системы предупреждения и реагирования на такие угрозы, работающей по единым правилами и процедурам.

В связи с этим важную роль отводим региональным координационным механизмам. В том числе под председательством России действует Координационный совет СНГ по санитарной охране территорий, через который не только осуществляется координация действий стран по снижению степени угроз чрезвычайных ситуаций в области общественного здоровья, но также обмен практическими знаниями и информацией в сфере обеспечения биологической безопасности.

Также успешно по инициативе России проводится работа по установлению практического взаимодействия в области борьбы с инфекционными болезнями в рамках Шанхайской организации сотрудничества и БРИКС. В текущем году Россия инициировала сотрудничество БРИКС в области борьбы с эпидемиями. В итоговой декларации состоявшегося в июле в Уфе саммита БРИКС лидеры России, Бразилии, Китая, Индии и ЮАР приняли решения, направленные на развертывание широкого сотрудничества стран-членов объединения в области борьбы с инфекционными болезнями и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Признав, что государства - члены БРИКС обладают значительным опытом борьбы с инфекционными болезнями, лидеры в итоговом документе уфимского саммита выразили намерение совместно работать в таких областях, как:

- управление рисками, связанными с возникновением новых инфекций, имеющих пандемический потенциал;

- выполнение обязательств по сокращению распространения и искоренению эпидемий, препятствующих развитию (ВИЧ/СПИД, туберкулез, малярия, "забытые" тропические болезни, полиомиелит, корь);

- научные исследования, разработки, производство и поставка медицинских препаратов, с целью расширения доступа к средствам профилактики и лечения инфекционных болезней.

Новым сюжетом для всего мирового сообщества, заставившего по новому взглянуть на эффективность существующих механизмов реагирования и помощи, стала вспышка лихорадки Эбола. Нам еще предстоит оценить полученные уроки и разобраться в причинах столь необычного и масштабного распространения болезни в Западной Африке. На наш взгляд мы должны более критично подойти к этому вопросу и дать трезвую, непредвзятую оценку, как с точки зрения эпидемиологии, так и с токи зрения организации реагирования.

С самого начала кризиса, вызванного вспышкой, Россия принимает активное участие в международных усилиях по ее ликвидации и наш вклад в международные усилия по противодействию этой болезни уже превысил 60 млн. долларов США.

Уже год с августа 2014 года Специализированная противоэпидемическая бригада Роспотребнадзора (СПЭБ), оснащенная мобильной лабораторией индикации и мобильной вирусологической лабораторией работает в Гвинейской Республике. Российские эпидемиологи, вирусологи, лабораторные работники оказывают практическую и консультационную помощь гвинейским властям.

В ноябре 2014 года Гвинее был передан военно-полевой госпиталь на 200 коек, а в январе в Кинди на средства российского частного сектора построен стационарный центр на 65 коек для лечения инфекционных больных. Это единственный стационарный инфекционный госпиталь в регионе для лечения опасных инфекций, включая Эбола. На базе этого госпиталя создан научный клинико-диагностический центр эпидемиологии и микробиологии, в котором успешно проводится лечение больных с лихорадкой Эбола. Показатель излечения больных в российском госпитале превышает 70%. На базе института Пастера Гвинеи организован Российско-Гвинейский обучающий центр, проведено 7 семинаров по основам биологической безопасности, эпидемиологии, клинике и лабораторной диагностике БВВЭ. Кроме того, силами специалистов и ученых Роспотребнадзора проведено обучение более 100 медицинских работников Гвинеи по вопросам биологической безопасности.

Кроме того российские вертолеты и экипажи активно работают в Западной Африке, решая логистические задачи по борьбе с Эбола. Правительством России на цели борьбы с Эбола и повышение готовности выделено ВОЗ, ЮНИСЕФ, Всемирной продовольственной программе, Многостороннему целевому фонду ООН, Всемирному банку, Международной организации гражданской обороны суммарно около 20 млн. долларов. Часть выделенных ВОЗ средств направляется на обеспечение участия кубинских врачей в мероприятиях по ликвидации вспышки.

Таким образом, несмотря на непростую экономическую ситуацию, Россия выполняет свои обязательства в качестве одного из ведущих партнеров в решении глобальных проблем здравоохранения.

Более того, Россия приняла решение о поддержке потенциала Гвинейской Республики по борьбе с опасными инфекциями вне рамок борьбы с Эболой. Правительством принято решение о финансировании российско-гвинейского научно-технического сотрудничества в области изучения эпидемиологии, профилактики и мониторинга инфекционных болезней в Гвинейской Республики в 2015-2017 гг. в размере более 660 млн. рублей. В рамках данного распоряжения будут осуществляться совместные научные исследования по изучению инфекционных заболеваний, на реализацию которых планируется выделение 9,2 млн. долларов (79 %), обучение гвинейских специалистов и оснащение материально-технической базы для проведения исследований в Гвинейской Республике (1,6 млн. долларов.

Целевым индикатором данной работы является развитие самодостаточной структуры эпидемиологического надзора в западноафриканском регионе, работающей на упреждение чрезвычайных ситуаций в области общественного здравоохранения.

Россия и дальше намерена наращивать помощь, в том числе, относящуюся к статье X, в первую очередь соседним государствам, а также странам Юго-Восточной Азии и Африки. В утвержденной Президентом Российской Федерации в 2014 году новой редакции Концепции участия России в содействии международному развитию данное направление работы обозначено как один из приоритетов.

Основной принцип, на котором основывается помощь России – соблюдение интересов ее получателей и повышение их собственного потенциала в вопросах выявления и реагирования на угрозы биологического характера. В основе наших усилий политическое, практическое, научное партнерство со странами, которым оказывается помощь.

Господин председатель, позвольте также сделать 3 общих комментария от имени российской делегации, относящихся к статье X.

Российская делегация повторно призывает к обсуждению необходимости разработки четких критериев отнесения помощи к сфере действия КБТО. Это чрезвычайно важно с точки зрения укрепления режима Конвенции и недопущения подмены ее другими механизмами, находящимися в ведении других организаций.

Не стоит забывать, что основная цель КБТО – недопущение использования патогенов в качестве оружия.

Второе, деятельность государств-участников КБТО по передаче знаний, информации, технологий, материалов и оборудования, предназначенных для борьбы с инфекционными болезнями, должна носить открытый и прозрачный характер, в независимости от источников финансирования такой деятельности. Российская Федерация выступает за необходимость предоставления полной информации о подобной деятельности, в частности о целях, задачах и ожидаемых результатах работы стран-доноров по оказанию помощи в целях повышения потенциала лабораторных служб других стран. Считаем, что необходимо избегать «двойственности помощи» - помощи «двойного назначения», когда на техническую помощь страной направляются средства, предназначенные для достижения часто не афишируемых целей.

И третье. Необходимо усиливать роль КБТО как координатора помощи относящейся к целям Конвенции, но оказываемой в других форматах. КБТО единственный легитимный многосторонний механизм запрещения разработки и производства биологического и токсинного оружия. В связи с этим, усилия по содействию нуждающимся странам в применении знаний, информации, технологий, материалов и оборудования, относящиеся к статье X, но инициируемые в рамках других форматов, таких как Глобальное партнерство, должны быть согласованы и тесно координироваться с КБТО. Более, такие инициативы должны быть ориентированы не на себя, а на Конвенцию и усиление центральной роли КБТО в архитектуре глобальных усилий по запрещению биологического оружия.